Материалы семинаров

3 ноября 2017 года в ЦКРОиР "Стимул" прошло заседание районного методического объединения

 учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи по теме:

"Профессиональное выгорание педагогов"

 

Понятие «профессиональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий.

Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Образно говоря, человек попадает в состояние подобное тому, когда горит проводка, с ним происходят при этом какие-то личностные деформации, он теряет какие-то интересы, вкус к жизни, испытывает даже какие-то соматические реакции. Следствием профессионального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми.

       В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, беспрестанно повышают уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряжённые ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками), приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

       Профессиональное “выгорание” возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них. Опасность “выгорания” состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”.

        Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение со школьниками и их родителями, коллегами по работе.

        На Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения в 2005 году сообщалось, что от «профессиональных стрессов» страдает около трети специалистов социономических профессий, но более всего – учителя. Так, в странах Евросоюза до 60 % работников системы образования ежегодно обращаются к психологам и медикам с проблемами, связанными с профессиональным выгоранием.

       Таким образом, проблема профессионального выгорания педагогических работников является актуальной в наши дни. В связи с этим закономерным явился выбор темы "Профилактика профессионального выгорания" на заседании методического объединения учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи учреждений общего среднего образования, которое прошло 3 ноября 2017 г. в ЦКРОиР "Стимул".   

dscn2077-1.jpg dscn2089-1.jpg dscn2079-1.jpg dscn2095-1.jpg 

dscn2107-1.jpg dscn2117-1.jpg dscn2121-1.jpg 

 

Развитие эмоций на коррекционно-педагогических занятиях учителя-дефектолога

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни.

Цель: эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Легкая адаптация ребенка в социуме.

Задачи:

• развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их;

• дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза);

• совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;

•способствовать выражению своего эмоционального состояния через действие, умению разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции

      освоение социальных форм выражения эмоций;

       благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

       эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Средства и методы развития эмоциональной сферы

ребенка дошкольника

1. Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.
2. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.
3. Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.
4. Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся)
Можно использовать задания- игры: «удивись, как зайчик», «порадуйся, как Маша», «скажи, как Зайчик, жалобно – Собака, Собака, помоги мне!»
5. Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.

6. Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
7. Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.
8. Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным
9. Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.
Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)
10. Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

Ранний и дошкольный возраст — периоды, когда эмоциональная сфера играет особо важную роль в жизни человека, когда чувства, эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни.

Эмоции и чувства играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоциональный мир ребенка гораздо богаче и колоритнее, чем у взрослого человека. Ребенок может радоваться и сердиться, переживать и грустить.

Развитие эмоций— процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра — это не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.

Именно в игре ребёнок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре он учится проявлять свои эмоции, учиться адекватному их выражению.

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями
человека, осознания своих эмоций

1. Упражнение «Способы повышения настроения».
Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому
настроение, постараться придумать как можно больше таких способов
(улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-
нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).
2. Игра «Волшебный мешочек».
Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас
настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем
предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные
эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек«, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и  освобождение от негативных эмоций.
3. Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы
наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой
(например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.).Количество наборов соответствует числу детей.
Взрослый показывает ребенку схематическое изображение той или
иной эмоции. Задача ребенка – отыскать в своем наборе животное с такой же
эмоцией.

Психогимнастические упражнения (этюды), основная цель которых – 
овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

1. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
2.Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой
чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из
чемодана выпрыгнула собака.
3.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и 
подслушивает, о чем они говорят.
4.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не
глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал
первый глоток. До чего же противный вкус!

Работа по развитию эмоций помогает лучше понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера.

 

Подготовлено учителем-дефектологом

Олизарук И.Ю.